Журнал о лесной и деревообрабатывающей промышленности

Законодательство разных стран, направленное на сокращение незаконных рубок и оборота нелегальной древесины, проанализировал на Петербургском лесопромышленном форуме руководитель Ассоциации экологически ответственных лесопромышленников WWF России Александр Воропаев. Основной вывод — российская система ЛесЕГАИС не уступает законодательству других стран и даже кое в чем опережает.

Напомним, что Единая государственная автоматизированная информационная система учета древесины и сделок с ней (ЛесЕГАИС) введена в промышленную эксплуатацию 30 декабря 2015 г. приказом Рослесхоза РФ. С этого момента при продаже или покупке леса у каждого из участников сделки возникают обязательства по предоставлению электронных деклараций оператору системы. По мнению Александра Воропаева, ЛесЕГАИС может стать действенным инструментом, направленным на то, чтобы полностью исключить незаконные рубки с отечественного рынка лесоматериалов.

Четыре закона

Существует четыре закона, действующих в мировой практике, направленных на ограничение оборота нелегальной древесины. Самый старый из них — североамериканский Закон Лейси 1900 г. Правда, нас интересуют в данном случае поправки, принятые относительно недавно — в 2008 г. В Европе действует швейцарский Закон о декларировании древесины и продукции из древесины, принятый в 2010 г., а также хорошо известный российским производителям-экспортерам Регламент ЕС по древесине 2010 г. Наконец, в 2012 г. в Австралии был принят Закон о запрете нелегальных лесозаготовок.

Каждый из этих законов имеет свою специфику, структуру, определенный охват продукции, но направлены они на одно и то же — сокращение незаконных рубок. «Самое главное отличие российского законодательства заключается именно в создании автоматизированной информационной системы — ничего подобного в мире пока нет, — говорит Александр Воропаев. — За рубежом компании сами должны собирать подтверждающую легальность информацию, самостоятельно проводить оценку рисков и т. д.».

ЛесЕГАИС в свою очередь требует от компаний конкретных действий — занесения в систему определенной информации, — а оценку рисков берут на себя государственные органы, которые контролируют, насколько правильно оформлены эти сделки.

Какая продукция под контролем

Есть, естественно, и другие отличия. Например, в том, какая продукция подпадает под действие законодательства. В российском случае изначально в систему были включены только сделки по круглым лесоматериалам, но с 1 июля 2017 г. перечень видов древесины был расширен. Теперь туда входит продукция первичного лесопиления: пиломатериалы, дрова, брусья, шпалы, доски, хлысты и пр.

В мире — иначе. Европейский регламент учитывает практически все товары из древесины, исключая лишь продукцию из вторичного древесного сырья, печатную продукцию и музыкальные инструменты. Закон Лейси классифицирует материалы по специальным кодам, причем количество этих кодов очень большое. Фактически в США не декларируются лишь сделки с целлюлозой и бумагой. Австралийский закон использует несколько меньшее количество кодов, но при этом там контролируют и целлюлозу, и бумагу.

Сбор информации и оценка рисков

Чем отличаются системы контроля? В Евросоюзе лесопромышленники обязаны организовать сбор информации о сделке, провести оценку рисков и необходимые мероприятия по их снижению. В собранных данных должен быть указан источник поставки (причем в идеальном варианте компания-покупатель должна знать даже место заготовки), поставщик, видовое название, объем сделки и ее соответствие законодательству.

В США система устроена несколько по другому. Там закон объявляет, что компания, занимающаяся сделками с древесиной, не имеет права приобретать нелегальную продукцию и в связи с этим должна проводить определенную оценку рисков в соответствии с так называемой Системой должной добросовестности. Далее компания обязана заполнить декларацию, где указывается страна-производитель, видовое название продукта, стоимость сделки и объем реализованной продукции. Система в Австралии более сложная. Там компании для того, чтобы проводить сделки, должны иметь документированную систему контроля их легальности и вести учет по этой системе — собирать информацию, оценивать риски по определенным схемам сертификации и руководствам по странам-производителям, а также проводить мероприятия по снижению рисков. В Швейцарии просто нужно указать поставщика, объем сделки, торговое название древесины, информацию о научном названии и место происхождения древесины.

В российской ЕГАИС система контроля не включает в себя оценку рисков и мероприятия по их снижению. Как мы уже говорили, в России эти функции берет на себя государство. Но если посмотреть, какая информация вносится в систему, то она мало отличается от той, что собирают компании в других странах. Единственное различие — в ЛесЕГАИС нет данных по видовому названию древесины.

«Не знаю, большая ли проблема — включить в систему сведения о видовом названии, но если это будет сделано, то наша система станет полностью соответствовать тому, что есть в других странах», — считает Александр Воропаев.

Но что самое важное, ЛесЕГАИС имеет открытые данные. В западных странах компании обязаны собрать информацию, предоставить ее в контролирующие органы и не более того. Ни в одной системе нет требований о публикации собранных данных. Наша система пошла дальше, у нас часть этих данных фактически доступна любому пользователю.

ЛесЕГАИС работает

Естественно, назвать ЛесЕГАИС идеальной системой нельзя. Мы уже писали о том, что она требует изменений, т. к. не всегда ее работа приводит к желаемым результатам. Есть проблемы во взаимодействии заинтересованных ведомств, предприятия, несмотря на штрафы, предоставляют неполные данные и т. д. Но и другие системы тоже подвергаются критике. Только что была закончена оценка эффективности работы Европейского регламента. Признано, что он работает неэффективно, что в системе надо многое существенно изменить, и сейчас готовятся предложения по модернизации закона. Примерно пять лет работает австралийский закон, его эффективность оценивают сейчас. Не исключено, что и там не все будет признано идеальным и будут вноситься поправки.

«Да, проблем много, и, наверное, и в ЛесЕГАИС надо вносить изменения, но отказываться от системы вряд ли нужно, — говорит Александр Воропаев. — Ее нужно развивать дальше, добавлять в нее новые позиции, тогда она будет полностью соответствовать тем тенденциям, которые мы видим в мировом лесном законодательстве». Действительно, над поправками в Закон Лейси, например, работали в течение семи лет, постепенно внося в список материалов, подпадающих под действие закона, все новые и новые их виды. Разработчики ЕГАИС тоже начали с малого — лесоматериалов, потом добавили пиломатериалы, и вполне возможно, что со временем там могут появиться и другие сделки. Время есть, система будет развиваться.

Кстати, иностранные покупатели начали заходить в российскую ЕГАИС и использовать полученные данные в своих системах контроля.

«И это большой плюс для российских экспортеров, — уверен Александр Воропаев. — Им не придется посылать своим покупателям ворох документов, они могут ссылаться на ЛесЕГАИС, где государство гарантирует, что легальность сделок соблюдена».

По выступлению Александра Воропаева на XIX Петербургском международном лесопромышленном форуме

Дополнительная информация

  • Автор: Семен Морон, журнал Дерево.RU

Галерея изображений

О журнале

Дерево.RU — крупнейшее в России информационно-аналитическое издание по лесной промышленности.

Адрес редакции журнала

Москва, Большой Саввинский переулок, д.9, стр.3

E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Тел: +7 (499) 707-74-10

Top