Журнал о лесной и деревообрабатывающей промышленности

pritundr_lesВ настоящее время в Архангельской области в связи с чрезвычайным истощением запасов ценной хвойной древесины в эксплуатационных лесах предпринимаются попытки передачи в аренду для заготовки древесины лесных участков из состава притундровых лесов.

В связи с этим возникает вопрос о том, насколько законна промышленная заготовка древесины в притундровых лесах. Попробуем разобраться и выстроить логическую цепочку из соответствующих положений Лесного кодекса РФ и действующих нормативно-правовых актов лесного хозяйства.
В соответствии с частью 2 статьи 102 Лесного кодекса РФ, притундровые леса относятся к категории "леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов".
В соответствии с частью 1 статьи 105 Лесного кодекса РФ, в этих лесах сплошные рубки могут проводиться только в трех случаях:
а) в случаях, предусмотренных частью 4 статьи 17 (т.е. сплошные санитарные рубки);
б) в случаях, предусмотренных частью 5.1 статьи 21 (т.е. для разведки и добычи полезных ископаемых, и для строительства инфраструктуры, не связанной с использованием собственно лесов);
в) в зонах с особыми условиями использования территорий (каковых зон в притундровых лесах пока нет).
Таким образом, сплошные рубки с целью заготовки древесины в спелых и перестойных насаждениях в притундровых лесах запрещены, за исключением сплошных санрубок. Передача лесных участков для проведения санитарных рубок (как сплошных, так и выборочных) как единственного или главного мероприятия, направленного на заготовку древесины, невозможна хотя бы потому, что согласно статье 72 Лесного кодекса РФ срок аренды для заготовки древесины составляет не менее десяти лет, а провести лесопатологические обследования на десять лет вперед невозможно. Соответственно, аренда лесов для заготовки древесины сплошными рубками в притундровых лесах невозможна.
В соответствии с частью 2 статьи 105 Лесного кодекса РФ, выборочные рубки лесных насаждений в лесах, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, проводятся в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В настоящее время этот порядок установлен приказом Рослесхоза от 14 декабря 2010 г. № 485 "Об утверждении особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в водоохранных зонах, лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, ценных лесов, а также лесов, расположенных на особо защитных участках лесов".
К вопросу о возможности проведения рубок в спелых и перестойных насаждениях с целью заготовки древесины имеет отношение раздел IV этих "Особенностей ..." - "Использование лесов". Этот раздел повторяет основные положения Лесного кодекса РФ, и не устанавливает порядка проведения выборочных рубок лесных насаждений в лесах, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, при использовании лесов (в том числе для заготовки древесины). Таким образом, в настоящее время применительно к рубкам спелых и перестойных насаждений для заготовки древесины порядок выборочных рубок в притундровых лесах уполномоченным федеральным органом исполнительной власти не установлен.
Из этого следует, что заготовка древесины выборочными рубками спелых и перестойных насаждений в притундровых лесах в соответствии с действующим в настоящее время законодательством невозможна.
Порядок проведения выборочных рубок в государственных защитных лесных полосах, противоэрозионных лесах, в запретных полосах лесов, расположенных вдоль водных объектов, нерестоохранных полосах лесов, лесах, расположенных в пустынных, полупустынных, лесостепных, лесотундровых зонах, степях, горах, ленточных борах, а также в лесах орехово-промысловых зон и лесоплодовых насаждениях определяется пунктом 26 вышеупомянутых "Особенностей ...". Однако, в пункте 9 этого документа говорится о том, что эти рубки должны проводиться в соответствии с Правилами ухода за лесами.
Правила ухода за лесами, утвержденные приказом МПР РФ от 16 июля 2007 г. № 185, устанавливают нормативы режима рубок ухода за лесом лишь для северо-таежного и более южных район европейской части Российской Федерации. Для района притундровых лесов и редкостойной тайги Европейско-Уральской части Российской Федерации, к которому относятся притундровые леса Архангельской области, нормативы рубок ухода за лесом Правилами ухода за лесами не устанавливаются, то есть возможность проведения ухода за лесами в этом лесном районе не предусматривается в принципе (что вполне оправданно с учетом низкой продуктивности этих лесов и практической невозможности получения лесоводственного эффекта от ухода).
Из этого следует, что заготовка древесины рубками ухода в притундровых лесах Архангельской области в соответствии с действующим в настоящее время законодательством невозможна.
Таким образом, передача лесных участков из состава притундровых лесов в Архангельской области в аренду для заготовки древесины противоречит действующему законодательству, и ее следует считать незаконной.
Следует особо отметить, что многие участки притундровых лесов, в том числе те, которые в настоящее время предоставлены или предоставляются в аренду, не только выполняют важнейшие средообразующие функции, но и являются уникальными природными экосистемами и местами обитания многочисленных редких видов, которые сами по себе подлежат специальной охране. С этой точки зрения к использованию притундровых лесов необходимо относиться с максимально возможной осторожностью.
В связи с этим настоятельно рекомендуем Министерству природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области пересмотреть свою позицию в части предоставления лесных участков из состава притундровых лесов в аренду с целью заготовки древесины, и рассмотреть вопрос о порядке расторжения ранее заключенных договоров аренды.
www.forestforum.ru

О журнале

Дерево.RU — крупнейшее в России информационно-аналитическое издание по лесной промышленности.

Адрес редакции журнала

Москва, Большой Саввинский переулок, д.9, стр.3

E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Тел: +7 (499) 707-74-10

Top